alex_avr (alex_avr2) wrote,
alex_avr
alex_avr2

Categories:

Коногонка

До того как в шахтах стали применяться электровозы и конвейеры, откатка угля осуществлялась вручную саночниками и откатчиками. Позже для перемещения вагонеток стала широко применяться конная тяга. В России, уже в первом десятилетии XIX века появилась первая чугунная дорога для транспортировки руды лошадьми. Собственно, этот вариант просуществовал до середины XX века. Шахтеров, работавших под землей на лошадях, называли коногонами.



Отсюда же пошло название фонаря - коногонка, так как именно коногоны первыми стали прикреплять лампы к голове.

Относительно современная электрическая коногонка выглядит так:



Еще немного интересного про лошадей в шахтах:

Лошади в шахту опускались лишь один раз. Прямо здесь для них была выстроена конюшня. Несмотря на то, что со временем большинство лошадей под землей слепли, все другие чувства у них развивались необыкновенно.
Большинство лошадей быстро осваивали арифметику. При сцепке каждая вагонетка издавала громкий щелчок. Нормой для лошади были три вагонетки. Попытки заставить их тянуть четыре вагонетки, не приводили ни к чему. Савраски по щелчкам определяли, что им прицепили лишний груз. И даже не пытались стронуть воз с места. Просто стояли и ждали, когда лишнее отцепят.


*

Многие сегодня ошибочно полагают, что пони — это лошадка, которую специально вывели для обучения детей верховой езде. Однако, история пони, как породы лошадей, напрямую связана с развитием угледобывающей промышленности. Во многие горные выработки, где люди работали в полусогнутом состоянии, обычная лошадь не могла пролезть чисто физически, поэтому появление на свет маленькой лошади, сила которой была сопоставима с силой двух тяжеловозов, стало настоящим событием в мире горнодобывающей промышленности. И пони работали днем и ночью в шахтах. Там у них были стойла, там их кормили и поили, а когда сроки службы лошади в шахте заканчивались (если лошадь, конечно, выживала), то их поднимали на поверхность.

*

В 1943 году вода выдавила перемычку и затопила кузбасскую шахту «Суртаиху». В двух шахтовых тупиках, отрезанные прорвавшейся глиной, остались лошади. Целый месяц, пока не очистили заилованные выработки, коногоны по шурфу спускались к ним, приносили сено, овес, воду, выгуливали их по тупику, чтобы лошади не застоялись и не одичали.

*

Последнюю лошадь по кличке Рубин из кемеровской шахты «Северная» вывели 3 декабря 1972 года.

Источник:miningwiki.ru (там еще много интересного, рекомендую).
Tags: История, Подземка, Рудник
Subscribe
promo alex_avr2 july 2, 2018 13:00 41
Buy for 200 tokens
Думаю многие слышали рассказы про огромные бункеры под Москвой, подземные города, секретное метро на случай ядерной войны. Многое в этих рассказах очевидно преувеличено, что-то придумано, но безусловно, основаны они не на пустом месте. Совсем недавно небольшой кусочек этих подземных тайн был…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments