alex_avr (alex_avr2) wrote,
alex_avr
alex_avr2

Categories:

Тайна ручьев поклонной горы

В процессе исследования подземелий регулярно возникают загадки. За много лет таких загадок накопилось прилично. Некоторые из них со временем разгадываются, некоторые так и остаются загадками.

Вчера еще одной загадкой стало меньше. Примечательно, что это была пожалуй первая загадка которая возникла для меня и самая старая. Прошло почти 6 лет пока я не узнал ответ. К сожалению он оказался довольно "обычным", без каких либо совсем уж неожиданных моментов, однако сам факт примечателен. Но давайте обо всем по порядку.

Когда-то давным давно, в 2005 году пара-тройка диггеров лазила по котловану в районе Парка победы. И нашли они на дне котлована вход в кирпичный тоннель.





Тоннель их заинтересовал, но там было очень много земли, а дальше он вообще был замыт почти под потолок.

Надо сказать что сам тоннель был очень интересным. Большой, арочный кирпичный тоннель, с опорой на белокаменные стены.



Редкость для Москвы, хотя и не уникальный все-таки. Ближайший аналог сохранился до наших дней в речке Коломенке.



Есть еще несколько, но более маленьких, например в речке Пресне.

Однако в 2005 году историчка была еще не настолько хорошо изучена как сейчас. Тогда еще можно было найти целые кирпичные большие реки, никому не известные. Поэтому малоперспективный замытый тоннель в котловане остался забыт до 2007 года. В 2007 году мне рассказали про этот тоннель, мол так и так, стоит какой-то кирпичный тоннель в котловане. Я сразу помчался туда. Но какое же было мое разочарование, когда забравшись на насыпь я увидел такую картину:



Тоннель еще был на месте, но был перебит дорогой для строительной техники. Проход куда либо дальше отсутствовал. Тогда я даже не стал к нему спускаться, тем более что он был на охраняемой площадке, хотя сейчас я конечно об этом жалею. В тот же день я совершенно случайно нашел ручей, который в последствии получил названия "Ручей поклонной горы - 2", "Ручей Победы" и "Боян-ручей". Нашел я его, услышав шум воды в узкой трубе, которая выходила в канаву на улицу. Одевшись в химзащиту и набравшись оптимизма, пополз в эту трубу на четвереньках. Какое же было мое удивление когда я нашел там высоченный коллектор, до этого не известный.





Выполз я кстати из той трубы, что торчит слева сверху. Было непросто из нее перебраться в коллектор да еще и не искупаться в "ванне" при этом.



Коллектор простоял никому не известным полтора года, после чего, в него в короткий срок случилось какое-то нереальное паломничество.

Шли годы, кирпичный тоннель в котловане окончательно уничтожили, а стройку в итоге забросили, успев построить совсем немного. Московский океанариум не состоялся. Попытки выяснить что же это был за тоннель ни к чему не приводили. На старых картах на этом месте ничего не было, кроме оврага. Обычно такие тоннели строили под железной дорогой, но железная дорога (Киевское направление МЖД) проходит в 120 метрах от тоннеля. Давайте посмотрим на карту:



Красным обведен остаток кирпичного тоннеля. Зеленая линия - это бетонный арочный коллектор под ЖД.
Что же это собственно за тоннель и зачем он построен в чистом поле да еще и на весьма приличной глубине оставалось загадкой. Но слава интернету и прекрасному ресурсу retromap. Со временем в интернете стало появляться все больше и больше старых карт Москвы. И вот, одна из старых карт дала ответ на вопрос, который оказался безумно простым. Киевское направление ЖД изначально было построено на приличном удалении от современного своего положения.



На карте 1909 года видно, что ЖД делала небольшую петлю на север и проходила ровно над тем местом, где находился кирпичный тоннель(отмечено красным).
Ссылка на ретромап

Новая трасса железной дороги (вероятно планируемая на тот момент) обозначена голубым цветом. Петля судя по всему просуществовала не очень долго. Киевская железная дорога была открыта в 1899 году (в те времена называлась Брянской). Точно по картам момент спрямления понять сложно, но похоже это было в 20х годах. Насыпь от старой линии сохранялась еще некоторое время, но потом все окончательно и бесповоротно засыпали, тоннель оказался погребен под огромной толщей земли. Поклонная гора известна тем, что рельеф там со временем был изменен до неузнаваемости. Стоя сейчас на насыпи современной ЖД очень сложно предположить, что когда-то она могла проходить на 120 метров севернее.

Таком образом, кирпичный тоннель был построен скорее всего при стоительстве железной дороги, в конце 19 века и являлся обычной водопропускной трубой под насыпью. К сожалению ему не повезло и в отличие от, например, речки Коломенки его прсото засыпали. Все это означает, что искать продолжение этого тоннеля смысла не было и нет, так как его никогда не существовало, тоннель был небольшой длины.

А еще, на карте 1838 года наконец-то обнаружилось название ручья.


Ссылка на ретромап

К сожалению разобрать точно окончание названия сложно. Предположу что это Овраг Винокурно. Если кто-то сможет разглядеть лучше, буду признателен.

Удивительно, но буквально в полу километре протекает другой ручей с очень похожей историей, но даже более интересной. Я сейчас говорю о Брянском овраге (он же ручей поклонной горы).

Позволю скопировать сюда часть статьи про историю московского водопровода:

Года полтора-два назад группа товарищей нашла кусочек кирпичного коллектора странной яйцеобразной формы, в совершенно неожиданном месте, в районе Парка Победы. Дело в том, что сейчас коллектор находится фактически в чистом поле, да и раньше тоже ничего особого на этом месте не было, кроме разве что дороги, которая вряд ли требовала такого монументального сооружения. А оказалось все довольно занятно. Водопровод в этом районе проходит не по галереям, а просто закопан в земле. На пересечении с ручьем, который в ту пору назывался Брянским оврагом (потом это название видимо было утеряно, так как никаких упоминаний в современном виде я не нашел) был обустроен пропуск ручья через коллектор яйцевидной формы.



Что же касается необычной формы коллектора, то тут точных объяснений у меня нет. Есть предположение, что были участки водопровода и канализации, которые прокладывали в трубах, в кирпичном тоннеле аналогичной форме. При прокладке трубы такая форма весьма логична. В результате когда строили коллектор для Брянского оврага не стали заморачиваться и просто взяли стандартную опалубку для кирпича и построили по известной технологии. Но гипотеза остается гипотезой, точных подтверждений никаких у нее нет и она вероятно не правильная.



Кстати коллектор этот был забит под потолок примерно до 2008-2009 года. В какой-то момент его прочистили, и достроили маленький припортальный участок. Таков ответ на загадку Брянского ручья. Надеюсь не разочаровал тех, кому обещал рассказать :)
Сейчас это очень уютное место, особенно зимой, когда там намерзают красивейшие сосульки в человеческий рост.

Чтобы окончательно закрыть тему этих двух ручьев - нужно коненчо упомянуть про четвертый водопропускной тоннель, по которому протекает Брянский ручей.



С точки зрения диггерства он не представляет большого интереса ибо с обоих сторон является открытым. Заглянуть в него может любой желающий. Однако сам тоннель является старым, весьма необычным и красивым. Таким образом, на двух небольших ручьях было построено четыре исторических тоннеля, разных форм и размеров. Один из них к сожалению уничтожен.

Думаю на этом исследование двух небольших, но очень интересных ручьев поклонной горы можно считать завершенным. Конечно, может быть со временем появятся новые уточняющие карты, схемы или даже фотографии и чертежи, однако принципиально новой информации думаю уже не будет :)

Tags: Железнодорожное, Истории о диггерах, Коллектор, Подземка, Подземная речка, Стройка
Subscribe

  • Про автосервисы

    Когда только обзавелся машиной, ещё довольно плохо представлял, как она обслуживается. Сейчас-то мне понятно, что ничего сложного нет, кроме может…

  • 14 лет под землёй

    Традиционная запись 2 ноября: ровно 14 лет как я осознанно изучаю подземку 🙂 Ну и традиционная фотография. Это самая страшная фотография под землёй,…

  • Снежные Ловозёрские тундры

    В Москве снега до сих пор нет, между тем я ещё больше месяца назад успел по нему накататься, заехав наверх Ловозёрского горного массива, что на…

promo alex_avr2 july 2, 2018 13:00 41
Buy for 200 tokens
Думаю многие слышали рассказы про огромные бункеры под Москвой, подземные города, секретное метро на случай ядерной войны. Многое в этих рассказах очевидно преувеличено, что-то придумано, но безусловно, основаны они не на пустом месте. Совсем недавно небольшой кусочек этих подземных тайн был…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments

  • Про автосервисы

    Когда только обзавелся машиной, ещё довольно плохо представлял, как она обслуживается. Сейчас-то мне понятно, что ничего сложного нет, кроме может…

  • 14 лет под землёй

    Традиционная запись 2 ноября: ровно 14 лет как я осознанно изучаю подземку 🙂 Ну и традиционная фотография. Это самая страшная фотография под землёй,…

  • Снежные Ловозёрские тундры

    В Москве снега до сих пор нет, между тем я ещё больше месяца назад успел по нему накататься, заехав наверх Ловозёрского горного массива, что на…