?

Log in

Jetboil - Мы земную жизнь перевернем! [entries|archive|friends|userinfo]
alex_avr

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Jetboil [Dec. 11th, 2013|12:10 am]
alex_avr
[Tags|, ]

Эту фотографию я сделал три месяца назад, сидя на побережье Баренцева моря, специально чтобы потом написать этот постик :)



На фото - Jetboil, на мой взгляд - одна из полезнейших вещей для любого похода, начиная от небольшой вылазки и кончая многодневным переходом в дикой местности.

Что такое Jetboil? По сути это газовая горелка, на которую устанавливается специальная емкость. Лично я в нем приготовил десятки порций еды, наверное не одну сотню литров чая. С каждым походом все больше убеждаюсь, насколько это простой и в то же время продуманный, удобный и функциональный прибор.

Самый базовый и простой вариант состоит из четырех деталей:



1)Основная емкость - сделана из алюминия. Покрыта неопреном с тканевой ручкой, который при необходимости снимается. Снизу к емкости приварен радиатор, его хорошо видно на первой фото.
2)Верхняя крышка.
3)Нижний стакан, который одевается снизу на емкость и закрывает радиатор.
4)Газовая горелка.

Все это собирается в удобный цилиндрик - горелка помещается внутрь, крышки надеваются с двух сторон, внутри остается довольно много места.



Дальше я пожалуй просто опишу все полезные и порой не очевидные плюсы этого прибора:

Первое и самое главное. Ради чего все затевалось - очень высокий КПД. Способствует этому радиатор на дне емкости. горячий воздух поднимающийся от газовой горелки проходит через него, при этом очень сильно охлаждаясь. Обжечься можно только если плотно закрыть рукой прибор сбоку. Я как-то ради интереса измерял сколько нужно газа, чтобы вскипятить литр воды, получилось 8 грамм, против 14 у обычной горелки+кастрюльки. По опыту, при не самом экономичном использовании двух 450г баллонов хватает двум людям примерно на 8 дней ( +0..+10 градусов на улице).

Неопрен - великая вещь. Замечательный теплоизолятор, также существенно повышает КПД. Емкость совершенно спокойно можно брать рукой, когда внутри кипяток - поверхность теплая, но не горячая. Также теплоизоляция помогает долго сохранять тепло уже после использования, особенно если закрыть радиатор нижней крышкой - получается некий аналог термокружки.

Байонетное крепление. Емкость ставится на горелку так, чтобы три небольших выступа попали в соответствующие пазы на горелке, после чего поворачивается. Все, после этого момента - это фактически единое целое. Я множество раз переставлял Jetboil с закипающей водой и даже ходил с ним в процессе подогрева воды, держась за неопрен.

Нижняя крышка имеет объем около 300 миллилитров и может использоваться в качестве кружки (в одном из походов я пил только из нее 9 дней), а также в качестве мерной емкости, например для риса или гречки. Когда в ней кипяток - также спокойно можно держать рукой не обжигаясь.

В собранном виде внутри остается довольно много места. По задумке, туда можно поместить газовый баллон(даже не откручивая горелку от него), но это справедливо для небольших баллонов на 100 грамм. Стандартный баллон 450 грамм туда конечно не влезет. 100 граммовый баллон совершенно не практичен в долгих походах, но очень удобнее на небольших вылазках. Плюсом является то, что все собирается в один предмет, который всегда можно быстро найти и достать из рюкзака - не надо отдельно доставать котелки, горелку, зажигалку и т.п.

Горелку можно использовать и для других целей, правда если хочется на нее что-то ставить, то придется купить или сделать небольшой переходник-подставку, хотя в новых версиях Jetboil, по-моему можно и без него. Обычно я внутрь кладу зажигалку и чай, но варианты не ограниченны.

В Jetboil можно не только кипятить воду, а готовить еду, что было успешно подтверждено в течение многих походных дней. Мы варили и рис и гречку и макароны и спагетти и даже пшено. Очень удобно оказалось варить гречку в порционных пакетиках 125 грамм. За один раз можно сварить два пакетика, то есть приготовить еду на двух человек. Варить рис и гречку без пакетиков чуть сложнее, но после пары попыток и этот процесс проходит крайне легко и непринужденно. Кстати емкость можно использовать вместо миски, чтобы не таскать лишние предметы.

Типовая схема использования Jetboil лично мной такая - кипятим полную емкость воды и переливаем в термос, туда же бросаем чай и сахар. Затем варим гречку или еще что-то, греем тушенку на том же Jetboil и перемешиваем с гречкой, после чего половина отсыпается товарищу, а оставшееся половина поедается прям из Jetboil. Чай пьется из нижней крышки. Конечно возможны и другие варианты, если есть лишняя кружка и/или миска, однако этот вариант требует минимум лишней снаряги :)

Сказав о всех достоинствах нельзя не упомянуть о недостатках. Основных я вижу только два.

1)В емкости есть метка, примерно на середине высоты, гласящая MAX SAFE FILL. Конечно же глупо наливать воду только в половину объема, поэтому вода всегда наливается доверху, но при этом появляется побочный эффект - когда она все-таки закипает - начинает сильно булькать и брызги кипятка летят через дырку в крышке, не давая поднести руку к вентилю, чтобы перекрыть газ. Решается это довольно легко - во первых крышка закрывается так, чтобы дырка была с другой стороны от вентиля, так чтобы не брызгало кипятком на руку, во-вторых, достаточно просто следить за процессом и когда вода уже почти закипела - просто приготовиться и закрутить вентиль, как только она начнет булькать.

2)На данном экземпляре сломался пьезоподжиг - треснула керамическая трубочка. Это общая проблема на всех горелках. Впрочем, пьезопожигу доверять не стоит в любом случае. На новых версиях правда пьезоподжиг устроен как мне показалось надежнее, так что вероятно проблема решилась.

Надеюсь, кому-то эта информация может пригодиться :)
Где и как покупать - не спрашивайте, не знаю, но думаю интернет знает ответы на все вопросы. Вещь эта не самая дешевая, но она однозначно стоит потраченных на нее денег.

P.S. Если у кого-то есть вопросы по походой тематике, особенно по снаряге - пишите, обсудим в комментариях, а может и тема для отдельного поста родится :)
LinkReply

promo alex_avr2 февраль 24, 2013 21:52 82
Buy for 200 tokens
В последнее время все чаще и чаще встречаются комментарии про систему ГО. Все они сводятся к тому, что система ГО нафиг не нужна, мол зачем тратить деньги на нее, если мы уже "ни с кем не воюем". Мол все это наследие поганого совка. Давайте ка вместо ГО деньги тратить на "более полезные вещи".…

Comments:
[User Picture]From: gray_bird
2013-12-10 08:17 pm (UTC)
Давным давно, когда гонял автостопом по стране.
В 97 году купил горелку кемпинг-газ, потом в 99 еще одну поудобней калиман с пьезоподжигом.
Тогда, же в 97 купил набор две кастрюли тотонка+ сковородка+2чашки из тонкой нержавейки.
С тех пор этот комплект при наличии двух баллонов - идеален на компанию.
В одну харю хватает одного баллона.
И еды приготовить и чай вскипятить, и палатку в холодную ночь прогреть-просушить.

Единственное, если сильный ветер надо думать о ветрозащите, или если на снег баллон ставим, газ фигово испаряется.
Но я в столь экстремальных условиях редко путешествую.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_avr2
2013-12-10 08:25 pm (UTC)
Кстати для Jetboil сковородка тоже есть

Правда я считаю это излишним. Нафига сковородка в походе? :)

Edited at 2013-12-10 08:26 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: sevasat
2013-12-10 08:27 pm (UTC)
Да, ты прям в точку. Я как раз засматриваюсь на JB Sumo Titanium. Стоит гору денег, но он офигительный. А проблему с кипением в последнем поколении пофиксили удлиннив ручку вентиля.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_avr2
2013-12-10 08:29 pm (UTC)
Это в два раза больше по объему, можно целую ораву прокормить :)
Правда я не люблю такими толпами ходить :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: simsun
2013-12-10 08:34 pm (UTC)
а у нас тут в Индии у меня и товарищей в основном Primus Multifuel, уже 7 в топе. Бензин,керосин, т.к. газовых баллонов нет. продавались даже как то перезаправленные индусами (жесть!). это все для специфичной 4-месячной темы использования.
но потихонечку прогресс и у нас - товарищ 4-мес прошел по лесистой местности на "палочковой горелке" и теперь вот еще один товарищ заказал уже обновлённую версию - без хим.батарейки. в ней термобатарейка
Модель не спрашивал, но думаю легко ищется. Принцип - принудительное нагнетание воздуха вентилятором в слой палочек-веточек. Не видел пока в живую, но по рассказам оч советуют.
Практическое применение, что не болит голова о топливе в долгом походе, но у меня в последний раз за месяц и так уходило всего 3 литра 92-ого, правда было тепло и я часто не ужинал

ps сорри за лексику :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sevasat
2013-12-10 08:38 pm (UTC)
Это чуть-чуть другая специфика уже. Джетбойл больше под максимально облегченные соляки заточен, не сильно длинные. На 4мес даже на горелку со 100% КПД с собой газа не натаскаешься)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: artimo
2013-12-10 08:47 pm (UTC)
Горелка замечательная, уже три года ее использую. Пьезоподжиг сломался почти сразу, менять даже не пытался.
У нее есть задокументированный баг - категорически нельзя использовать в закрытых палатках. При работе она очень интенсивно жжет кислород и щедро делится продуктами сгорания. На РИСКЕ было не одно обсуждение посвещенное этому.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_avr2
2013-12-10 08:50 pm (UTC)
Да, забыл про это упомянуть. Если я правильно помню из-за интенсивного охлаждения на радиаторе может сгорать не весь газ и образовываться СО.
Если честно - много раз использовал в палатке без каких либо заметных последствий, видимо все-таки вероятность проявления этого бага не очень высокая, однако с тех пор как узнал конечно стараюсь использовать при наличии вентиляции.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: executehv
2013-12-10 08:55 pm (UTC)
Ну это рекламный псто, сен пень) Тоже хочу джетбойл, но сначала проведу эксперимент с кастрюльками сплава. И дешевле, и проще.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_avr2
2013-12-10 08:57 pm (UTC)
Да у меня тут много рекламных постов, но все по собственной инициативе :)

Впрочем если вдруг тут есть представители Jetboil, то могу выдать им номер счета :]
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kkkooottt
2013-12-10 09:02 pm (UTC)
По походам не завсегдатый, в основном я понял что в средней полосе можно и без топора и без ножа)

А вот по извратам всяким - блины печь просто пиздец как обажаю в парке) Так же притаранил с деревни самовар для чаю.

Раньше обходился газом, но он просто никак не работает на холоде - для жарки нифига не норм.

Решил проблему махом - купил MSR-овскую бензиновую горелку. Оче дорого, но стоит того. За два года обкормил всех кавесов блинами, сам не замерзал, топливо просто халявное, уход минимален. Жрёт ВСЁ, даже на водке работала кое как.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: simsun
2013-12-10 09:59 pm (UTC)
на водке!?!?!
пишут, что на спирте можно, но один раз, потом прокладкам хана, а на водке наверное подольше:)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: lyssko
2013-12-10 09:22 pm (UTC)
да, крутая вещь! и хочется и колется...
у меня пока никакой горелки и посуды нет. так что надо обзавестись хотя бы простым минимумом - обычной газовой горелкой на ножках и хорошим набором кастрюль.
а то есть только ложка титановая, да термокружка татонковская, которую уже вскипятили по незнанию на газу =( а кружка клевая была, подаренная. ходила я с ней 4,5 года...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_avr2
2013-12-10 09:23 pm (UTC)
Эх, кружку жалко...
Хотя лично знаю товарища умудрившегося дома электрический чайник на газовой плите вскипятить :))
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: texxxnik
2013-12-10 09:28 pm (UTC)
Они тебе наверно деньги платят)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_avr2
2013-12-10 09:30 pm (UTC)
Если бы :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: russos
2013-12-10 10:37 pm (UTC)
Спасибо за подсказку! Клевая штука!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_avr2
2013-12-10 10:38 pm (UTC)
Пожалуйста :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: komol
2013-12-11 03:51 am (UTC)
А мне недавно прислали странную штуку на тест. Котелок с функцией зарядки гаджетов :) Потестить в полевых условиях пока не получается, дубак у нас. Но как то сомнительное устройство мне кажется.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: boud
2013-12-11 05:18 am (UTC)
Про эту штуку я скажу тебе так.
Специальные Пельтье, рассчитанные на такие температуры - неоправданно дороги для гражданского использования. Обычные элементы же крайне быстро рассыпаются.
А так штука-то неплохая. Прирост массы не особо значителен, а в трудный момент может пригодиться.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: boud
2013-12-11 05:02 am (UTC)
Хороший обзор, однако!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: freeman
2013-12-11 05:38 am (UTC)
жуть-бойл
обварись кипятком, юзернейм)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_avr2
2013-12-11 07:23 am (UTC)
Чтож вы так :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nicka_startcev
2013-12-11 05:52 am (UTC)
о. у меня вопрос по походному газу вообще. баллоны дорогие? Перезаправляются?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_avr2
2013-12-11 07:21 am (UTC)
450гбаллон как на фото стоит в районе 200р, может чуть дешевле или чуть дороже, давно не покупал.
Нет, перезаправлять их нельзя - там специальная смесь.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: yarejka
2013-12-11 07:22 am (UTC)
ага. тема стоящая. сами постоянно пользуемся.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shewolf_org
2013-12-11 01:40 pm (UTC)
Учтём, спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shvabrojd
2013-12-12 12:51 pm (UTC)
Как надумаешь - маякни, расскажу что к чему и где искать.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: d_u_s_t_m_a_n
2013-12-11 04:03 pm (UTC)
эй, про СО не написал!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_avr2
2013-12-11 04:06 pm (UTC)
В комментах есть.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: jst_ru
2013-12-11 05:48 pm (UTC)
Для тех кто летает самолет надо закладывать минимум полдня на поиск газа в пукте назначения. Атак газ - вещь)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: d_u_s_t_m_a_n
2013-12-12 09:43 am (UTC)
смотря куда летать)) кое-где хоть обыщись, газа нет
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: aregus
2013-12-11 07:15 pm (UTC)
Настолько потрясающая технически вещь, что все время на нее смотрю и облизываюсь, но осознаю что она мне нафиг не нужна )
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: theodosos
2013-12-12 12:50 pm (UTC)
О, прикольно. Как раз свою горелку собираюсь менять. Она работает только в катакомбах, даже в относительно простых походах варить на ней невозможно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shvabrojd
2013-12-12 12:53 pm (UTC)
В жуть-бойле спирт хорошо кипятить, как практика показала :))

А мультитопливные горелки не юзал? ИМХО - MSRовские чистый вин )
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_avr2
2013-12-12 01:35 pm (UTC)
Не доводилось.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: chyvack
2013-12-12 02:43 pm (UTC)
Расскажи про навигацию, чем пользуешься в походах? В твоих постах про походы не припомню чтобы ты описывал. Спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_avr2
2013-12-12 02:49 pm (UTC)
Из электронного использовал Garmin GPSmap 62S.
Прибор не мой, но брал несколько раз.

С одной стороны штука конечно незаменимая. С другой стороны при ее использовании хочется чтобы разработчики и маркетологи гармина всю оставшуюся жизнь провели в котле :)

Корпус хороший, экран хороший для GPS, энергопотребление тоже в норме - работает от пальчиковых батареек довольно долго. Но блин, софт и идиотские ограничения - это нечто - просто олицетворение криворукости и неудобности.

Более из электронного ничего не использовал, ну с обычными картами думаю итак более менее понятно - они всегда должны быть.

Если речь про электронные карты для GPS, то тут смотря в какой район. Для некоторых мест есть хорошие векторные карты, а для некоторых - только старый, добрый генштаб.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: sp_86
2013-12-19 12:33 am (UTC)
Толково написано. Буду хоть знать, чего с ними народ носится, налюбоваться не может. И даже в личном общении меня не убедили, а здесь, пожалуй, стало интересно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ol_
2014-12-23 11:35 pm (UTC)
Тема для отдельного поста, например - оптимальный комплект для похода на три дня.
(Reply) (Thread)